Профессионально-психологическая усталость персонала исправительных учреждений


Профессионально-психологическая усталость персонала исправительных учреждений
Временное снижение работоспособности и интереса к профессиональной деятельности сотрудников под влиянием длительного воздействия факторов, обусловленных спецификой деятельности в ИУ. К ним относятся: 1) жесткая правовая (нормативная) регламентация деятельности в ИУ; 2) наличие властных полномочий, постоянное использование которых делается привычным и нивелирует чувство меры и самоконтроля; 3) психические и физические перегрузки, связанные с длительным пребыванием в криминально зараженной среде, отрицательным эмоциональным напряжением; дефицитом позитивных впечатлений, ожиданием опасности или, что чаще «неприятностей», нестабильным графиком работы; загруженностью "день ото дня", сложными отношениями в коллективе и др.; 4) условия экстремальности, приводящие к потере физических сил, эмоциональному и психическому истощению: неуверенность в собственной безопасности, скрытое и открытое сопротивление осужденных требованиям отбывания наказания; риск; социально неодобряемое и непризнаваемое профессиональное предназначение, вызывающие ощущение профессионального бессилия и др.; 5) авторитарность внутри системы; 6) недостаточная профессиональная подготовка и личностные особенности сотрудника.

При наличии профессиональной психологической усталости отмечается эмоциональная неустойчивость, подверженность неблагоприятному влиянию среды осужденных, потеря эмпатии, неприязнь к службе, формирование установки на ужесточение наказания и пр. На поведенческом уровне это проявляется через снижение активности служебной деятельности, систематическое откладывание дел, требующих разрешения, выражение обиды на несправедливое отношение к себе со стороны администрации и товарищей по работе, осложнении отношений с коллегами, нежелание общаться и в конфликтах с осужденными, нарушение благополучных взаимоотношений в семье и пр. На физиологическом - в повышении инертности в динамике нервных процессов, ощущение разбитости, физической усталости. На психологическом – в нарушении внимания, памяти, изменениях в эмоционально-мотивационной сфере.

Важны своевременная диагностика и профилактика, при отсутствии которых возможно развитие пограничных и патологических состояний. В качестве мер профилактики могут выступать: 1) рациональная организация процесса труда; 2) режим труда и отдыха; 3) формирование психологической устойчивости к негативному влиянию среды; 4) систематическая индивидуально-воспитательная работа; 5) физическая подготовка; 6) психологическая разгрузка и др.

(Л.И. Беляева)

Литература: Косилов С.А. Психофизиологические основы научной организации труда. М., 1979; Кулешов А.С. Роль физической подготовки в формировании профессиональных качеств специалистов ИТУ // Проблемы боевой и физической подготовки слушателей вузов МВД СССР. - Минск, 1985. С. 48-53; Колесников И.В. Учитесь властвовать собой // Воспитание и правопорядок. 1988. № 3. С. 50-52; Бовин Б.Г. и др. Методические рекомендации по психологическому отбору лиц, поступающих на работу в исправительно-трудовые учреждения. - М., 1993


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.